Каждому по потребностям…. » Коучинг жизни + Гештальт
Считается, что СЧАСТЬЕ – это всего лишь удовлетворённая потребность.
Кто из нас не испытывал ни с чем не сравнимого счастья, когда в чужом городе удавалось найти срочно понадобившейся туалет? ))
Давайте же посмотрим, какие у человека есть потребности:
Физиологические потребности: потребности в еде, питье, сне и сексе.
Потребности в безопасности: физической, финансовой и эмоциональной.
Потребности в любви, принятии таким, как есть, близости, привязанности, чувственной, эмоциональной и сексуальной близости; в дружбе, понимании, сопричастности, единении; потребность в поддержке, в людях, близких по духу; потребность в отношениях, потребность быть с кем-то.
Потребность в уважении, признании, статусе, в достижениях, в возможности гордиться собой.
Потребность в развитии и реализации себя
Потребности актуализируются постепенно
Более высокие потребности могут спать, пока активно насыщаются низшие.
Потребности в достижениях и самореализация могут быть не актуальны до поры до времени, пока самое важное – это семья или создание отношений, или обретение хоть какой-то финансовой и физической безопасности.
Но если потребность актуализировалась, т.е. это уже стало важным, то неудовлетворение потребности вызывает физический или эмоциональный голод.
Это же касается более ранних потребностей, например, физической, финансовой и эмоциональной безопасности или потребности в сексе.
Неудовлетворённая потребность, внутренний голод вызывает напряжение и дискомфорт.
Голодный человек – это злой человек
Наверное, все помнят байку, про неудовлетворённых старых дев.
Любая потребность поднимается вместе с ресурсом на её удовлетворение
Любая неудовлетворённая потребность сопровождается подъёмом агрессии внутри.
Начиная от раздражения хронически не высыпающегося человека, неудовлетворённой сексуально женщины или человека, безопасность которого под угрозой, до человека, которому не дают реализоваться, заниматься любимым делом.
По сути, у нас есть только два вида энергии – сексуальная и агрессивная. Энергия творения и энергия достижения.
Именно неудовлетворенная потребность является катализатором движения вперёд.
Прав был Милтон Эриксон, утверждая, что у каждого из нас есть все ресурсы, чтобы получить всё, что мы хотим.
Для того чтобы удовлетворять свои потребности, нужно позволить себе их слышать
Часто нам сложно проследить эту цепочку от неудовольствия к потребности. И первый коучинговый вопрос: “Что я на самом деле хочу?” – оказывается очень сложным.
Вместо того чтобы услышать настоящее желание, мы натыкаемся на убеждения, представления о том, чего я должна хотеть или чего хотят настоящее женщины, на все свои “надо” и “должна”. И вместо того чтобы взять чего хочется, берём совершенно другое. Цепочка обрывается. Потребность остаётся неудовлетворённой.
Потребность – это не просто желание, это нужда. А нужду нельзя не удовлетворить
Даже если вы не найдёте туалет, “это” вам всё равно придётся сделать.
Поэтому, если напрямую потребность не признаётся и не удовлетворяется, она удовлетворяется косвенным путём, минуя осознавание.
Самый популярный способ получения поддержки и любви – это заболеть. А с помощью серьёзной болезни можно получить ещё уважение и признание.
Речь не идёт о симуляции. Люди очень серьёзно болеют, даже не осознавая, что всё , чего они хотят – это заполучить внимание, заботу и уважение близких.
Когда нет возможности признавать свои потребности и брать на себя ответственность за их удовлетворение, тогда это ответственность передаётся телу.
И психосоматика – становится привычным выходом.
При осознавании (не отрицании) потребности выстраивается чёткая цепочка:
Когда одно логично вытекает из другого.
Поэтому так важно в коучинге, например, проследить откуда произросла цель.
Какую свою потребность человек реализует таким способом. Почему это важно? Не взята ли цель с потолка. Будет ли человек к ней идти, понятно ли ему зачем.
Чтобы мы себе ни наговорили и каких бы планов ни настроили, но мы будем реализовывать только то, что действительно для нас актуально сейчас, что действительно отвечает нашим потребностям в данный момент.
ЗАПИСЬ НА СЕССИИ
ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ – КАК ПРОСЫПАЮТСЯ И РЕАЛИЗУЮТСЯ ПОТРЕБНОСТИ – ” Возможно или бесконечное счастье ? Или как движется энергетическая волна”
Спасибо Татьяне Мещеряковой за великолепные фото.
И Никите Дыбову за помощь в создании рисунков))
Комментарии
dybova.ru
Потребности
Второй исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей.
Потребность ― нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Проголодавшемуся жителю острова Бали требуются плоды манго, молоденький поросенок и фасоль. Проголодавшемуся жителю Соединенных Штатов ― булочка с рубленым бифштексам, обжаренная в масле картофельная стружка и стакан кока-колы. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу данного общества.
По мере прогрессивного развития общества растут и потребности его членов. Люди сталкиваются со все большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. Производители со своей стороны предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами. Они пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают, и нуждами людей. Товар пропагандируют как средство удовлетворения одной или ряда специфических нужд. Деятель маркетинга не создает нужду, она уже существует.
Согласно широко распространенной в литературе пирамиде потребностей, автором которой является Абрахам Маслоу* (Maslow, 1943), существует пять их уровней. «Иерархия человеческих потребностей» (рис. 3) служит полезной отправной точкой для обсуждения сущности маркетинга. В основании пирамиды потребностей Маслоу лежат физиологические потребности, без удовлетворения которых невозможно само физическое существование, далее следуют безопасность, любовь и уважение. Высшим же уровнем иерархии является самореализация, при которой набор потребностей индивида определяется им самим. Согласно этой схеме человек может взойти на более высокий уровень только после того, как будут удовлетворены его потребности более низкого уровня. Из приведенного описания видно, что «потребности» являются обобщающим итогом множества конкретных нужд, запросов, отражающих желания индивидов. Голодный европеец мечтает о картофеле и хлебе, а азиат, скорее, думает о рисе. И то и другое желание относятся к разряду базовых (физиологических). При их удовлетворении чувство голода исчезает, однако человеку свойственно стремиться к большему разнообразию в пище. Это желание иметь выбор также является неотъемлемым свойством человеческой натуры. Многие аспекты общественного развития и прогресса могут быть объяснены стремлением к разнообразию или поиском новых путей удовлетворения базовых потребностей.
Рис. «Иерархия человеческих потребностей» 1
Запросы
Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограниченны. Так что человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.
Запрос
― это потребность, подкрепленная покупательной способностью.Общество могло бы планировать объемы производства на следующий год, исходя из совокупности запросов предыдущего. Именно так и планируют производство в странах с централизованно планируемой экономикой. Однако запросы ― показатель недостаточно надежный. Людям надоедают вещи, которые ныне в ходу, и они ищут разнообразия ради разнообразия. Смена выбора может оказаться и результатом изменения цен или уровня доходов. К. Ланкастер отмечает, что товары ― это, по сути дела, наборы свойств, и люди останавливают выбор на тех продуктах, которые обеспечивают им получение лучшего набора выгод за свои деньги 3. Так, автомобиль «Фольксваген» воплощает в себе элементарное средство транспорта, невысокую покупную цену, топливную экономичность и европейский ход, а «Кадиллак» ― высокий комфорт, роскошь и престиж. Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом своих специфических потребностей и ресурсов.
Необходимо также отметить, что каждый новый опыт делает запросы потребителей большими и дает новому поставщику возможность завладеть потребительским вниманием, если он сможет найти новое и лучшее решение проблемы удовлетворения определенной потребительской потребности. Таким образом, памятуя о бесконечности человеческих запросов, мы должны решить, какой набор товаров и услуг даст наибольшее удовлетворение наибольшему числу людей в данном месте и в данное время. Цель экономической системы может быть определена как «максимальное удовлетворение потребностей при минимальном* использовании ресурсов». Маркетинг способствует достижению этой цели.
Рис.. Схема «Нужда-потребности-запросы»
Товары
Человеческие нужды, потребности и запросы наводят на мысль о существовании товаров для их удовлетворения. Товар мы определяем следующим образом:
Товар ― все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Предположим, женщина испытывает нужду выглядеть красивой. Все товары, способные удовлетворить эту нужду, мы называем товарным ассортиментом выбора. Этот ассортимент включает в себя косметику, новую одежду, курортный загар, услуги косметолога, пластическую операцию и т.д. Не все эти товары желательны в одинаковой степени. Вероятнее всего, в первую очередь будут приобретаться товары и услуги, более доступные и дешевые, такие, как косметические средства, одежда или новая стрижка.
Рис. . Три степени удовлетворения
Можно изобразить конкретный товар и конкретную человеческую потребность в виде кругов, а способность товара удовлетвоить эту потребность представить в виде степени их совмещения. На рис. 1 показано, что товар А не удовлетворяет потребность
Рис.. Сравнение сортов мороженого по показателям жирности и сладости
Чем полнее соответствует товар желаниям потребителя, тем большего успеха добьется производитель. Предположим, изготовитель мороженого спрашивает своего потребителя, какой именно степени жирности и сладости мороженое тому нравится. Предположим также, что ответ представлен на рис. 2 точкой с пометкой «Идеал». После этого потребителя просят попробовать три конкурирующих сорта мороженого и дать определение степени их жирности и сладости. Соответствующие места каждого сорта также представлены точками на рис. 2. Сорт Б в большей мере, чем другие, сочетает в себе идеальные уровни желаемых свойств. Если производитель предложит мороженое, стоящее к потребительскому идеалу ближе, чем сорт Б, новинка должна пойти на рынке лучше этого сорта при сопоставимости их цен, степени доступности и прочих условий.
Мораль заключается в том, что производители должны отыскивать потребителей, которым они хотят продавать, выяснять их потребности, а затем создавать товар, как можно полнее удовлетворяющий эти потребности.
Понятие «товар» не ограничивается физическими объектами. Товаром можно назвать все, что способно оказать услугу, т.е. удовлетворить нужду. Помимо изделий и услуг, это могут быть личности, места, организации, виды деятельности и идеи. Потребитель решает, какую именно развлекательную передачу посмотреть по телевидению, куда отправиться на отдых, каким организациям оказать помощь, какие идеи поддержать. И если использование термина «товар» временами кажется неестественным, его можно заменить другими ― «удовлетворитель потребности», «средство возмещения» или «предложение». Все эти слова имеют определенное ценностное значение для разных лиц.
Обмен
Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы с помощью обмена.
Обмен ― акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
Обмен ― один из четырех способов, посредством которых отдельные лица могут получить желаемый объект. К примеру, проголодавшийся человек может раздобыть пищу следующими способами: обеспечить себя едой сам с помощью охоты, рыбной ловли или сбора плодов (самообеспечение), у кого-то украсть еду (отъем), выпросить ее (попрошайничество) и, наконец, предложить за предоставление ему еды какое-либо средство возмещения, скажем, деньги, другой товар или какую-то услугу (обмен).
Из этих четырех способов удовлетворения нужд наибольшими преимуществами обладает обмен. При нем людям не приходится посягать на права других, не приходится зависеть от чьей-то благотворительности. Не приходится им и производить самостоятельно любой предмет первой необходимости независимо от того, умеют они это делать или нет. Можно сосредоточиться на создании вещей, производство которых они хорошо освоили, а потом поменять их на нужные предметы, сделанные другими. В результате совокупное производство товаров в обществе возрастает.
Обмен ― основное понятие маркетинга как научной дисциплины. Для совершения добровольного обмена необходимо соблюдение пяти условий:
1. Сторон должно быть как минимум две.
2. Каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представить ценность для другой стороны.
3. Каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникацию и доставку своего товара.
4. Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны.
5. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.
Эти пять условий создают всего лишь потенциальную возможность обмена. А вот состоится ли он, зависит от соглашения между сторонами о его условиях. Если соглашение достигнуто, можно сделать вывод, что в результате обмена все его участники получают выгоду (или по крайней мере не несут ущерба), поскольку каждый из них был волен либо отклонить, либо принять предложение.
Сделка
Если обмен ― основное понятие маркетинга как научной дисциплины, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка.
Сделка ― коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.
Для этого нужно, чтобы сторона А передала стороне Б объект Икс и получила от нее взамен объект Игрек. Скажем, Джонс дает Смиту 400 долл. и получает телевизор. Это классическая денежная сделка, хотя присутствие денег в качестве коммерчески обмениваемых ценностей совсем не обязательно. При бартерной сделке в обмен на телевизор Джонс даст Смиту холодильник. Вместо товаров в ходе бартерной сделки могут обмениваться услуги, например когда юрист Джонс составляет завещание врачу Смиту в обмен на медицинское обследование.
Сделка предполагает наличие нескольких условий:
1) по меньшей мере двух ценностно-значимых объектов,
2) согласованных условий ее осуществления,
3) согласованного времени совершения, и
4) согласованного места проведения. Как правило, условия сделки поддерживаются и охраняются законодательством.
Сделку следует отличать от простой передачи. При передаче сторона А дает стороне Б объект Икс, ничего не получая при этом взамен. Передачи касаются подарков, субсидий, благотворительных акций, а также являются одной из форм обмена. Ведь передающий подарок рассчитывает на ту или иную выгоду, такую, как доброе расположение к себе, избавление от чувства вины или желание поставить другую сторону в положение обязанной. Профессиональные сборщики пожертвований в разного рода фонды остро ощущают мотивы «взаимности», лежащие в основе поведения жертвователей, и стремятся обеспечить выгоды, которые те для себя ищут. Если о жертвователях попросту забывают или не выказывают им признательности, то фонд вскоре лишится их поддержки. В результате профессиональные деятели рынка в последнее время стали расширительно толковать концепцию маркетинга, включая в ее сферу не только исследование поведения в ходе сделок, но и изучение поведения в процессе передач.
При осуществлении передачи деятель рынка стремится вызвать ответную реакцию на то или иное предложение. Эта реакция не равнозначна «покупке» или «коммерческому обмену». Политический кандидат желает получить голоса избирателей, церковь хочет добиться роста численности прихожан, группа общественных действий ― того, что называется «восприятием идеи». Маркетинг слагается из действий, предпринимаемых с целью добиться в любой форме желаемой ответной реакции целевой аудитории в отношении какого-либо объекта, услуги или идеи.
Рынок
Понятие «сделка» ― непосредственно подводит нас к понятию «рынок».
Рынок ― совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.
Чтобы разобраться в природе рынка, представим себе примитивное экономическое сообщество из четырех человек: рыбака, охотника, гончара и фермера. На рис. 8 представлены три разных способа удовлетворения этими людьми своих нужд.
Первый способ ― самообеспечение, когда каждый из них может самостоятельно добыть для себя все необходимое. Так, рыбак, проводя большую часть времени за ловлей рыбы, в остальное время и охотится, и гончарит, и занимается сельским хозяйством, чтобы обеспечить себя всем, что ему нужно. При том эффективность его занятий рыбной ловлей снижается так же, как и эффективность занятий своим основным делом у других.
Второй способ ― децентрализованный обмен, когда каждый рассматривает трех других в качестве своих потенциальных «покупателей», составляющих его рынок. Рыбак может посещать охотника, гончара и фермера (каждого в отдельности), чтобы обменять свою рыбу на их товары.
Рис. Становление централизованного обмена
Третий способ ― централизованный обмен, при котором на сцене появляется новое лицо, именуемое купцом и находящееся где-то в центре между ними, в месте под условным названием «рыночная площадь». Каждый из четырех везет свои конкретные товары купцу и там обменивает их на все, что ему необходимо. Таким образом, для приобретения товаров, предлагаемых другими, рыбак имеет дело с одним «рынком», а не с тремя отдельными лицами. Появление купца резко снижает общее число сделок, необходимых для осуществления обмена в каких-то заданных объемах. Другими словами, купец и центральный рынок повышают торгово-операционную эффективность экономики.
По мере увеличения числа лиц и сделок растет и число купцов и рынков. В развитом обществе рынок это не обязательно какое-то физическое место, где встречаются и осуществляют сделки покупатели и продавцы. При наличии современных средств связи и транспорта купец может вечером дать рекламу товара по телевидению, собрать сотни заказов от клиентов по телефону и уже на следующий день разослать товары почтой, не вступая в физический контакт с покупателями.
Может сформироваться рынок на какой-то товар, услугу или иной объект, имеющий ценностную значимость. Например, рынок труда состоит из людей, желающих предложить свою рабочую силу в обмен на заработную плату или товары. Для облегчения функционирования рынка труда вокруг него возникают и множатся различные учреждения типа контор и консультационных фирм по трудоустройству. Денежный рынок ― еще один важный рынок, удовлетворяющий людские нужды, который дает возможность занимать, ссужать, копить деньги и гарантировать их сохранность. Формируется и рынок пожертвователей, призванный удовлетворять финансовые нужды некоммерческих организаций, дабы они могли продолжать свою деятельность.
studfiles.net
1.Анализ потребности, удовлетворяемой товаром, выбранным в качестве объекта маркетингового исследования
Для того, чтобы составить успешное рыночное предложение, необходимо понимать, какие базовые потребности удовлетворяет продукт.
Прежде чем говорить о потребностях, удовлетворяемых соком «Добрый Pulpy», нужно разобрать понятие «потребность».
Потребность – состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его.[2]
Потребность здесь связана с понятием нужды. Из самой сущности жизни следует, что живой организм является системой нуждающейся (не обеспечено равномерное поступление из вне необходимой энергии и вещества).
Нужда – состояние, при котором испытывается острыйнедостаток в средствах к существованию.[3]
Проверенная временем, широко известная иерархия потребностей была предложена американским психологом, одним из лидеров т. н. гуманистической психологии, Абрахамом Маслоу (1908-70) в своей работе «Мотивация и личность» в 1954 году[4]:
Рисунок 1 «Пирамида Потребностей Маслоу»
Маслоу разбил все виды потребностей человека на 5 ступеней. Схема таких ступеней была представлена в виде пирамиды (домика)[Рисунок 1], фундаментом которого выступали физиологические потребности, на которые в свою очередь опирались духовные потребности (от низшего к высшему).
О потребностях, удовлетворяемых соком «Добрый Pulpy» можно сказать:
Потребности, удовлетворяемые соком «Добрый Pulpy»:
А) потребность в утолении жажды
Б) потребность в витамине, содержащийся в соке
В) потребность в качественных продуктах.
Показав пирамиду потребностей Маслоу, выделив потребности, удовлетворяемые товаром соком «Добрый Pulpy», можно сделать вывод, что данный товар, удовлетворяет физиологические потребности (самая низшая ступень Маслоу) .
1.1Характеристика товара, марка
Летом 2012 года на рынок вышел сокосодержащий напиток с настоящей апельсиновой мякотью от самого популярного российского сокового бренда «Добрый». Глобальный бренд Pulpy (от анг.Pulp «мякоть») — один из самых успешных в портфолио компании Coca-Cola появился на полках российских магазинов.
Pulpy — продукт по всем параметрам уникальный. Содержащаяся в напитке свежая апельсиновая мякоть дарит потребителям совершенно новые, неизведанные до сих пор органолептические ощущения.
На рынке товаров можно выделить четыре категории товаров, которые, так или иначе, присутствуют на рынке товаров: повседневного, предварительного, особого, пассивного спроса. Сок «Добрый Pulpy» относится
К товарам повседневного спроса, он так же относится к безалкогольным напиткам, сокосодержащим, товар доступен для потребления лицам любого возраста .
В России, так же, как и во всем мире, Pulpy появился в своей «фирменной» бутылке, верхняя часть которой сделана подобно апельсиновой корочке, что еще больше усиливает ощущение натуральности напитка.
ЗАО «Мултон» — основанная в 1995 году российская инновационная компания по разработке, выпуску и дистрибуции продуктов здорового питания на фруктовой основе: натуральных соков, нектаров и сокосодержащих напитков. Компании принадлежит соковый бренд № 1 в России — «Добрый», а также бренды Rich, NicoBiotime, «Ясли-Сад». С 2005 года «Мултон» входит в систему компании Coca-Cola и представляет собой соковую часть бизнеса корпорации в России. География работы компании охватывает всю территорию России и страны ближнего зарубежья.
studfiles.net
«Детские» потребности взрослых людей: как их удовлетворить — Она
У человека в процессе жизни возникает множество разных потребностей. Абрахам Маслоу создал целую пирамиду для классификации потребностей личности. Но есть потребности, которые остаются неудовлетворенными еще в раннем детстве и которые многие люди бессознательно пытаются удовлетворить с помощью отношений, чаще всего с противоположным полом.
«Детскими» можно назвать те потребности, которые зрелый человек способен удовлетворить самостоятельно. Ожидая, прося или требуя других удовлетворять эти потребности, он оказывается как бы в детской роли. А из этой роли можно построить только созависимые отношения. Для того чтобы отношения были здоровыми, важно выявить и найти способ удовлетворить самостоятельно свои «детские» потребности. Что же это за потребности и как их удовлетворить?
Потребность в безусловной любви
Эта потребность есть у каждого человека, но далеко не все умеют ее осознавать и удовлетворять самостоятельно. Чаще всего, когда взрослые люди говорят о желании быть любимыми, когда страдают от невзаимной любви, они имеют в виду «детскую» неудовлетворенную потребность. Обилие статусов в соцсетях о любви характеризует дефицит в реализации этой потребности. Чувствовать себя любимым безусловной любовью сродни возвращению в «рай», в материнскую утробу, или в состояние слияния с матерью в первый год после рождения, когда она кормила грудью и угадывала любые потребности младенца. Такое состояние не способен обеспечить ни один человек. Осознать свою потребность раствориться в этом состоянии безусловной любви очень сложно, поэтому многие люди бывают не удовлетворены своими отношениями. Они снова и снова ищут того, кто подарит им это блаженство, и снова страдают, не получив желаемого.
Как удовлетворить эту потребность?
Для начала важно осознать свою потребность в безусловной любви и дать себе на нее право. Дальше важно встретиться с болезненной правдой: удовлетворить этот голод невозможно, никогда уже не придет тот «идеальный родитель», который даст безусловную любовь. Сначала эта правда рождает протест, гнев, затем боль и отчаяние. Важно прожить все эти чувства одно за другим, чтобы наступило принятие. А после представьте, что все это в вас уже есть, ощутите в себе эту безусловную любовь. Прочувствуйте это состояние, как будто маленький ребенок внутри вас получил ровно столько любви, сколько ему нужно, чтобы чувствовать себя счастливым. Как вы себя чувствуете при этом? Какие у вас ощущения возникают в теле? Вы можете давать себе самостоятельно это состояние и не ожидать, что кто-то наполнит вас этим состоянием изнутри.
Потребность в принятии
Эта потребность тесно связана с потребностью в безусловной любви. Быть принятым всегда, в любом своем состоянии, с любыми чувствами и поступками, хотели бы многие. Но немногие способны к принятию, поэтому в отношениях эта потребность часто не удовлетворяется. Даже тот, кто способен принимать другого человека таким, какой он есть, далеко не всегда готов оставаться рядом и мириться со всеми качествами другого, и плохими, и хорошими.
Как удовлетворить эту потребность?
Взросление означает научиться принимать самого себя со всем тем «багажом» и плохого, и хорошего, который есть внутри. Какие вы качества, состояния, чувства в себе не принимаете? Каким желаниям и потребностям в себе не позволяете проявиться? Что прячется в тени, чего вы стыдитесь? Если не получается обнаружить в себе те качества, состояния, чувства и потребности, которых вы в себе не принимаете, их можно обнаружить через других людей. Что именно в других вас раздражает, смущает, пугает, за что вы осуждаете других людей? Это и есть те качества, которые есть в вас, но которые вам сложно принимать.
Потребность в заботе и безопасности
Чаще всего дефицит этой потребности встречается у женщин. Это распространенная женская фантазия – найти мужчину, который будет заботиться и обеспечит безопасность. При этом в понятие безопасности вкладывается не только финансовая стабильность, но еще физическая и эмоциональная безопасность. Поэтому многие женщины мечтают о заботливом мужчине, который будет обеспечивать финансово, относиться бережно и помогать во всем. Нередко такие женщины сами не в состоянии позаботиться о своей безопасности, предпочитая в отношениях детскую роль, когда муж выполняет функции заботливого родителя. Но такая позиция также ведет к страданиям, поскольку даже самый любящий мужчина не может находиться рядом 24 часа в сутки и обеспечивать безопасность. Чаще всего мужчинам надоедает играть роль заботливого папочки, начинаются конфликты, многие мужчины заводят любовниц или просто перестают любить. Взрослый человек должен уметь сам о себе позаботиться и удовлетворять свою потребность в безопасности. Да, зрелые отношения подразумевают взаимную заботу. Но эта забота равнозначна и совершается по желанию, а не из чувства долга или в ответ на ожидания партнера.
Как удовлетворить эту потребность?
Какие ваши установки мешают вам о себе заботиться? Возможно, вы уверены, что женщина, сама зарабатывающая деньги, становится «мужиком в юбке». Может быть, безопасность и забота о себе ассоциируются у вас с непосильным каждодневным трудом, который выполнять тяжело и не хочется. Возможно, вы не позволяете себе проявлять вашу агрессию, которая необходима для защиты и продвижения своих интересов. Представьте, что никто в мире никогда о вас не позаботится и вам придется самостоятельно обеспечивать себе безопасность. Исходя из этой позиции начните это делать для себя сами.
Перестать ожидать, что другие будут удовлетворять ваши потребности в любви, принятии и безопасности вовсе не означает обрекать себя на одиночество и изоляцию. Напротив, когда человек начинает себя любить, принимать и самостоятельно о себе заботиться, находятся люди, которые тоже хотят делать это по отношению к нему.
Татьяна Корякина
ru.tsn.ua
Рекомендации по удовлетворению потребностей высших уровней
Социальные потребности | Потребности в уважении | Потребности в самовыражении |
1 | 2 | 3 |
1. Создание в коллективах чувство единой команды. 2. Стройте работу так, чтобы сотрудники могли общаться. 3. Проводите с подчиненными периодические совещания. | 1. Предлагайте подчиненным содержательную работу. 2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами. 3. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты. | 1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал. 2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи. 3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности. |
Окончание табл. 11.1 | ||
1 | 2 | 3 |
4. Не старайтесь разрушить неформальные группы, если они не наносят организации ущерба. 5. Создавайте условия для социальной активности работников вне ее рамок. | 4. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений. 5. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия. 6. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице. 7. Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетенции. |
На практике предложенная иерархия потребностей не столь четкая, как предполагает теория А.Маслоу. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации.
Российским менеджерам необходимо знать, что в большинстве случаев в связи с низким уровнем жизни в стране, с одной стороны, и с высоким уровнем образования, с другой стороны, им необходимо мотивировать подчиненных, используя все уровни потребности в комплексе. С помощью только экономических стимулов удовлетворяются потребности низших уровней.
Теория потребностей ЕRG К. Альдерфера
Клейтон Альдерфер создал свою теорию в 1972 г. Как и Маслоу он исходит из того, что потребности могут быть объединены в группы. Он объединяет их в три группы, по названию которых получила имя сама теория. ЕRG – это абривиатура от первых букв английских слов – существование (E – existence), связь (R – relation), рост (G – growth). Он утверждал, что эти три потребности аналогичны потребностям, выделенным Маслоу. Потребность существовать аналогична физиологическим потребностям по Маслоу; потребность общаться с другими – потребность социального типа; потребность роста – потребность в самореализации, в уважении.
К.Альдерфер расположил три группы потребностей иерархически. Он считал, что движение от потребности к потребности должно идти в обе стороны, а не только снизу вверх. Неудовлетворенная потребность верхнего уровня усиливает удовлетворенную потребность нижнего уровня. При движении вверх по иерархии происходит процесс удовлетворения потребностей, при движении вниз – процесс фрустрации (неудача, поражение в стремлении удовлетворить потребность). Таким образом, согласно К.Альдерферу, любые потребности могут быть активны в любой момент.
Таким образом. Клейтон Альдерфер утверждал, что сегодняшние потребности могут остаться неудовлетворенными и через пять лет, и тогда можно поменять ориентиры. Будучи молодым человеком, человек может стремиться стать президентом компании. В зрелом возрасте он может уже не хотеть стать президентом, так как это отнимает слишком большую часть жизни. Это уже другой взгляд на потребности человека.
Теория К. Альдерфера имеет принципиальное отличие от теории А.Маслоу – движение по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и сверху вниз в том случае, если не удовлетворяется потребность верхнего уровня. От потребности существовать вы можете перейти к потребности общения. Но ваш служебный рост может замедлиться, и вместо стремления к росту по служебной лестнице вас будут интересовать отношения с людьми.
Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда
Давид МакКлелланд разработал свою теорию в 50-е гг. ХХ в. Исходя из американской действительности того периода, он полагал, что первичные потребности уже удовлетворены и не являются больше источниками активной мотивации для работников. Поэтому он рассматривал лишь вторичные потребности, которые оказывают сильное мотивирующее воздействие на людей: потребности во власти, успехе (достижении) и причастности. МакКлелланд считал эти потребности приобретенными под влиянием жизненных обстоятельств, опыта человека, его обучения.
Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. Люди с потребностью власти – это не обязательно рвущиеся к власти карьеристы в негативном и наиболее часто употребляемом значении этих слов. При потребности власти в чистом виде у людей, по этой теории, отсутствует склонность к авантюризму или тирании, основной является потребность к проявлению своего влияния.
Потребность успеха удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения. Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя ответственность за поиск решения проблемы, и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. Чтобы мотивировать людей с потребностью успеха, следует ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать их инициативу, регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.
Мотивация на основании потребности в причастности определяет заинтересованность людей в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании Помощи другим. Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая даст им обширные возможности социального общения. Руководитель может также обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей в отдельные группы.
Теория двух факторов Ф.Герцберга
В 50 – 60-е гг. ХХ в. Фредерик Герцберг провел исследование, которые касались того, какие факторы оказывают мотивирующее и демотивирующее воздействие на поведение человека и как эти факторы влияют на удовлетворенность или же неудовлетворенность. Он пришел к выводу, что процесс обретения удовлетворенности и процесс нарастания неудовлетворенности являются двумя разными процессами с той точки зрения, что они обусловлены разными факторами. Если устранялись факторы, вызывающие неудовлетворенность, это не обязательно приводило к росту удовлетворенности, и наоборот.
Двухфакторная теория Герцберга основывается на представлениях о том, что следует выделять гигиенические факторы и факторы мотивации («мотиваторы»).
Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа. Отсутствие или недостаточность гигиенических факторов вызывает у человека неудовлетворение работой. Но и достаточность этих факторов сама по себе не вызывают удовлетворения работой и не может мотивировать человека на что-либо. К этим факторам можно отнести заработок, условия работы, политику администрации, степень контроля, отношения с коллегами, руководителем, подчиненными.
Мотивация связана с самим характером и сущностью работы. Отсутствие или неадекватность мотивации не приводит к неудовлетворенности работой, но ее наличие вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности. К мотивации могут быть отнесены успех, продвижение по службе, признание результатов работы, возможность творческого роста, высокая ответственность.
Применимость теории Герцберга на практике проверялась во многих организациях. Результаты экспериментов показали, что для эффективного использования теории Герцберга необходимо составить перечень гигиенических и особенно мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать на то, что они предпочитают.
Критика этой теории связана с тем, что один и тот же фактор может вызвать удовлетворение работой у одного человека и неудовлетворение у другого, и наоборот. Поскольку у разных людей разные потребности, то и мотивировать разных людей будут разные факторы. Кроме того, между удовлетворением от работы и производительностью труда далеко не всегда есть тесная связь.
studfiles.net
3. Какие потребности по а. Маслоу удовлетворяет выпускаемая вашей организацией продукция или оказываемые услуги?
Иерархия потребностей А. Маслоу – одна из наиболее известных теорий содержания мотивации – основана на результатах многочисленных психологических исследований. Потребностирассматриваются как осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Потребности подразделяются на первичные, характеризующие человека как биологический организм, и культурные или высшие, характеризующие человека как социальное существо и личность.
Рис. 1. Иерархия потребностей по А. Маслоу
По роду деятельности я — военнослужащий. Моя организация ничего не производит, но , скорее всего, моя деятельность удовлетворяет потребность в безопасности. Можно еще в какой-то мере сюда включить и потребность в признании — но это уж для каждого конкретного военнослужащего личный вопрос.
4. Какие из мотивационных и гигиенических факторов по ф. Герцбергу присутствуют в вашей организации?
Гигиенические факторы, или факторы «здоровья», связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа. К ним относятся заработная плата, безопасность и условия на рабочем месте (шум, освещенность, комфорт и т. п.), статус, правила, распорядок, режим работы, качество контроля со стороны руководства, отношения с коллегами и подчиненными. Сами по себе они не вызывают удовлетворенности у работников, но их ухудшение или отсутствие порождает неудовлетворенность трудом и демотивацию.
Мотивационные факторы связаны с характером и сущностью работы. Они непосредственно вызывают удовлетворенность трудом, высокий уровень мотивации и трудовых достижений, являются стимуляторами эффективного труда. К мотивирующим факторам относятся достижение целей, возможность успеха и признания, интересное содержание труда, высокая степень самостоятельности и ответственности, профессионально-должностной рост, возможность личной самореализации.
Полагаю, что в нашей организации все гигиенические факторы можно считать присутствующими весьма условно, т к сама профессия военнослужащего подразумевает всевозможные ограничения в быту. Тем не менее, конечно, необходимый минимум всех перечисленных факторов присутствует, иначе работа сама по себе стала бы непривлекательной и некому было бы служить в армии.Мотивирующихфакторов более чем достаточно: успех, достижение, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, возможность профессионального роста.
5. Руководство и лидерство. Типы лидерства и функции. Охарактеризуйте стиль руководства (лидерства) в вашей организации. Считаете ли вы его эффективным? Ваши предложения по оптимизации.
Лидерство – это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство – это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.
Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.
Лидерство и руководство – это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство – на том, чтобы люди делали правильные вещи.
Руководство | Лидерство |
1. Осуществляется регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации | 1. Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе |
2. Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды | 2. Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа) |
3. Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры | 3. Возникает стихийно |
4. Явление более стабильное | 4. Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы |
5. Более определенная система различных санкций | 5. Менее определенная система различных санкций |
6. Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой | 6. Решения принимают непосредственно по групповой деятельности |
7. Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе | 7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа |
Основу для классификаций стилей руководства или стилей поведения дали теории, основанные на поведенческом подходе. При поведенческом подходе к лидерству эффективность определяется не столько личными качествами руководителя, сколько его манерой поведения по отношению к подчиненным. Немецкий психолог Курт Левин (1890-1947) провел серию экспериментов, на основе которых выделил три ставших классическими стиля управления:
Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными | Авторитарный стильуправления | Демократический стильуправления | Либеральный стильуправления |
Приемы принятия решений | Единолично решает все вопросы | Принимая решения, советуется с коллективом | Ждет указания руководства или отдает инициативу в руки подчиненных |
Способ доведения решений до исполнителей | Приказывает, распоряжается, командует | Предлагает, просит, утверждает предложения подчиненных | Просит, упрашивает |
Распределение ответственности | Полностью в руках руководителя | В соответствии с полномочиями | Полностью в руках исполнителей |
Отношение к инициативе | Подавляет полностью | Поощряет, использует в интересах дела | Отдает инициативу в руки подчиненных |
Принципы подбора кадров | Боится квалифицированных работников, старается от них избавится | Подбирает деловых, грамотных работников | Подбором кадров не занимается |
Отношение к знаниям | Считает, что все сам знает | Постоянно учится и требует того же от подчиненных | Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных |
Стиль общения | Жестко формальный, необщительный, соблюдает дистанцию | Дружески настроен, любит общаться, положительно идёт на контакты | Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе, допускаем фамильярное общение |
Характер отношений с подчиненными | По настроению, неровное | Ровное, доброжелательное, требовательное | Мягкое, нетребовательное |
Отношение к дисциплине | Жесткое, формальное | Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям | Мягкое, формальное |
Отношение к моральному воздействию на подчиненных | Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам | Постоянно использует разные стимулы | Использует поощрение чаще, чем наказание |
В нашей организации стиль управления руководителя, скорее всего, можно назвать авторитарным:командир части единолично принимает основные решения и сам же несет за них ответственность и за действия каждого подчиненного в отдельности, интересыкаждого отдельно взятого человека не учитываются — ставится задача, и ее необходимо выполнить. Считаю данный вид управления не всегда эффективным, но в данной сфере, в общем, оправданной и приносящим адекватные результаты.
6. Каковы типичные причины конфликтов в вашей организации. Тактики разрешения конфликтов, преимущественно применяемые в вашей организации. Какие тактики вы склонны применять в конфликтных ситуациях, случающихся в вашей жизни (на основании методики К. Томаса)
В конфликтологии и за ее пределами довольно широко используется схема, получившая название двухмерной модели стратегий поведения личности К. Томаса. В основе выделения стратегий лежит концепция о «силовом поле» — определяющей мотивации руководителя, ориентированного либо на решение стоящих перед ним задач, например на производство, либо на человека, производителя. Первая «силовая линия» (на производство) ведет к максимально высоким объемам прибыли и рассматривается как напористость. Вторая направлена на человека, на то, чтобы условия труда в наибольшей степени отвечали его потребностям и запросам. Она рассматривается как кооперативность.
Ведущие стратегии могут быть представлены следующим образом:
□ избегание (бездействие) — участник находится в ситуации конфликта, проблема осознается, но ни личная заинтересованность, ни интересы партнера (оппонента) не становятся стимулом для активных действий по его разрешению;
□ приспособление (уступка) свидетельствует о выходе на первый план в построении взаимодействия интересов оппонента;
□ соперничество (конкуренция) предусматривает исключительную заинтересованность в достижении собственных целей, как правило, за счет навязывания другой стороне предпочтительного для себя решения;
□ компромисс предполагает взаимодействие на основе равного учета интересов обеих сторон конфликта и некоторого отхода от первоначальных позиций на основе обоюдности;
□ сотрудничество (проблемно-решающая стратегия), признавая равную ценность интересов сторон, направляет на поиск решения, удовлетворяющего их и лежащего порой за пределами исходной ситуации.
В конфликте нет случаев, когда используется одна стратегия. Можно говорить о доминировании одной из них. Часто приходится сталкиваться с комбинациями стратегий. Соперничество — наиболее часто применяемая стратегия (более чем в 90 % конфликтов). Конфликт заключается в противоборстве, и личность (группа) идут на него, не имея других способов договориться с оппонентом. Поэтому тактические приемы соперничества наиболее разнообразны и совершенствовались в большей степени.
В нашей организации причинами конфликтов бывают социально-психологические факторы, например, напряженная обстановка из-за необходимости работать вместе огромному количеству людей, солдаты приходят молодые, не все готовые психически к службе, с каждым персонально и в массе нужно общаться, при этом начальство тоже требует исполнения приказов и конкретных результатов. При этом изначально имеет место субординация в соответствии с должностью и до открытых конфликтов практически не доходит дело. Разрешение конфликтов, как правило, происходит путемизбегания или уступок — в армии личные взаимоотношения мало играют роль, важнее целостность системы и ее безупречное функционирование.
Я склонен к решению конфликтов методом компромисса, так как считаю это наиболее адекватным и цивилизованным подходом к проблемной ситуации, хотя не исключаю, что другие тактики тоже мною используются в жизни — в зависимости от ситуации и оппонента, а также степени важности принятия решения — например, в семье в спорных вопросах приходится и настаивать на своем, а иногда просто избежать неприятных моментов.
Заключение
В данной работе необходимо было проанализировать такие понятия как мотивация, самоактуализация, потребности. Применив данные знания и методики конкретно к своему месту работы и к самому себе, я узнал много интересного о поведении личности в коллективе.
Наиболее интересным для меня был анализ стиля руководства моего начальства, о сущности которого, конечно, я и ранее подозревал.
Интересна также методика разрешения конфликтов, т к они являются неотъемлемой частью жизни каждого человека, и только от него самого зависит — какой способ разрешения выбрать и к какому это приведет результату.
Проделанную работу не считаю сложной, но мне было интересно ее выполнять.
Список использованной литературы
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Наука, 2000.
Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер 2002.
Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
Современная практическая психология / Под ред. М.К. Тутушкиной – М.: Академия, 2005.
24
studfiles.net
Потребности, удовлетворяемые непродовольственными товарами
Вся деятельность организации в первую очередь направлена на удовлетворение потребностей целевой аудитории. Покупателями предприятия могут выступать как отдельные лица и семьи, так и другие компании. Каждый из клиентов фирмы использует приобретенные характеристики и свойства товара для удовлетворения собственных запросов, будь то потребление продукта в личных целях или покупка его для перепродажи либо использования в производстве других товаров. Потребности — нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Своевременное и точное выявление потребности в товарах (как продовольственных, так и непродовольственных) служит существенной предпосылкой для закупок требуемых товаров и предоставления их на потребительском рынке в необходимых количествах. Если потребность в товарах оценена слишком высоко, то вследствие этого возникают излишки товара, которые приведут к ненужным повышенным издержкам. Если она определена слишком низко, это вызывает перебои в обеспечении потребителей товарами и неудовлетворение покупательского спроса. Покупатели в таком случае могут обратиться к конкурентам, снизится оборот и потеряется некоторая доля рынка. Дня бесперебойной продажи и гарантированного товарооборота коммерсант должен обеспечить широкое предложение товаров в нужном количестве. Потребность в товаре — это обоснованный расчет объема и ассортимента конкретных видов товаров, необходимых для максимального удовлетворения спроса обслуживаемого населения. Коммерсант должен знать, что целью определения потребности в товарах является предоставление покупателям необходимых товаров в нужном количестве, нужного качества и в нужное время. А это, в свою очередь, позволит торговой фирме успешно функционировать на потребительском рынке, реализовывать товары и получать прибыль через удовлетворение покупательского спроса. Содержание потребностей, масштабы и характер их удовлетворения в наибольшей степени характеризуют благосостояние людей и определяют их отношение к товарам и другим благам. Поэтому знание потребностей и связанных с ними процессов, протекающих в сфере потребления, очень важно для специалистов торговли, прежде всего, товароведов. Характер и содержание потребностей, уровень их развития, степень насыщения выражаются в поведении потребителей по отношению к качеству, престижности, цене и ассортименту товаров. Потребности существенно зависят от уровня жизни населения, культурного уровня общества, структуры потребления товаров. Следовательно, потребности могут быть самыми разнообразными.
Существуют разнообразные методы классификации потребностей. Потребности, удовлетворяемые непродовольственными товарами, обычно подразделяют на следующие группы: физиологические, социальные и духовные.- Физиологические – потребности, обусловленные строением и функционированием организма человека. Это потребности в веществе и энергии, удовлетворяемые с помощью пищи, одежды, жилища, без чего невозможно самосохранение индивида, рода и человека как вида.
- Социальные – это потребности в определенном образе жизни, определенных условиях и характере труда, общении с другими людьми, самоутверждении, развитии интеллекта.
- Духовные –потребности человека заключаются в духовном развитии, творчестве, эстетическом познании окружающего мира.
Статья на тему особенности управления торгово-технологическим процессом в организациях розничной торговли
]]>Отличная статья 0
idatenru.ru